Смазка для рулевых реек EFELE – залог безопасного управления автомобилем

Смазка для рулевых реек EFELE – залог безопасного управления автомобилем

Смазка для рулевых реек EFELE – залог безопасного управления автомобилем

Рулевое управление – важнейшая часть автомобиля, отвечающая за направление его движения. Оно состоит из рулевого колеса (руля), рулевого механизма и рулевого привода.

При повороте руля в нужную водителю сторону усилие передается на рулевой механизм. Он преобразует вращательное движение в поворотное или поступательное. Через рулевой привод (трапецию, рулевые тяги) в движение приходят ступицы или поворотные кулаки, к которым прикреплены управляемые колеса. Таким образом, транспортное средство перемещается в заданном направлении.


В данной статье опишем виды рулевых механизмов, а также крайне необходимую процедуру их смазывание. Для ее проведения существуют специальные смазки для рулевых реек.

Виды рулевых механизмов

Одна из основных частей рулевого управления – рулевой механизм – бывает червячным, винтовым и реечным.

В червячном рулевой вал вращает червяка, который соединен с зубчатым сектором или роликом, закрепленным на валу сошки. При повороте руля ролик перемещается по червяку, из-за чего вал сошки также поворачивается. Движение сошки через рулевой привод передается на колеса.

Червячная конструкция довольно сложная и дорогая. Она имеет большое количество соединений, требующих постоянной регулировки. При этом такой механизм имеет сравнительно низкий КПД. Именно поэтому сегодня червячный привод утратил популярность и встречается, в основном, на автомобилях с зависимой передней подвеской (например, УАЗ-469).

В винтовом механизме вал вращает винт и сопряженную с ним шариковую гайку. В свою очередь, гайка поворачивает вал с сошкой, которая через рулевой привод заставляет колеса двигаться. Данный вид привода часто используется на грузовом транспорте и в автобусах.

Большинство современных легковых автомобилей оснащены реечным рулевым механизмом. Он отличается простотой конструкции, высоким КПД и компактностью. Рулевой вал вращает соединенную с ним шестерню, которая находится в постоянном зацеплении с зубчатой рейкой и перемещает ее. Двигаясь, рейка через рулевые тяги осуществляет поворот колес.


Реечный рулевой механизм


Усилители рулевого управления

Чтобы придать движение колесам, водитель воздействует на рулевой механизм с определенной силой. Однако в некоторых транспортных средствах (на грузовых автомобилях, тракторах, спецтехнике) ее бывает недостаточно.

Именно поэтому неотъемлемой частью тяжелой техники является усилитель рулевого управления. Сегодня такими установками комплектуется большинство легковых автомобилей. Это позволяет уменьшить утомляемость водителей, повысить комфорт и удобство вождения.


Как и рулевые механизмы, усилители руля бывают различных видов:

  • Гидравлические (ГУР) – создают дополнительное усилие за счет гидравлического давления
  • Электрические (ЭУР) – упрощают поворот руля благодаря электрическому приводу
  • Электрогидравлические (ЭГУР) – гибридные системы с элементами гидравлики и электропривода
  • Пневматические – использует энергию сжатого воздуха (на данный момент практически не встречаются)
  • Механические – условно относится к усилителям, но по факту представляют из себя тот же рулевой механизм, но с увеличенным передаточным отношением

Сегодня наиболее часто встречаются гидро- и электроусилители руля. Однако постепенно на современных автомобилях ЭУР набирают все большую популярность.

Таким образом, одним из самых распространенных на легковом транспорте сочетаний является связка реечного рулевого механизма и электрического усилителя.

Несмотря на высокие рабочие показатели и большую распространенность рулевая рейка имеет свои недостатки. Один из них – стуки при езде по мелким неровностям. В большинстве случаев они появляются из-за образовавшихся зазоров (люфтов) вследствие износа элементов рейки.

Ему наиболее подвержены пластиковые опорные втулки и вкладыш упора (поджимного поршня). Причина – высокие нагрузки на эти детали при движении по не очень качественным дорогам.

Процесс изнашивания значительно ускоряется, если по каким-либо причинам повреждаются защитные пыльники. В этом случае внутрь рулевой рейки проникает влага, способствующая образованию коррозии, и абразивные частицы. В результате рейка быстро приходит в негодность.

Кроме пластиковых частей, износу подвержены приводная шестерня и сама зубчатая рейка (рашпиль). Игнорировать эту проблему не следует, ведь вслед за раздражающими стуками может последовать заклинивание рейки, что очень опасно.

Продлить срок службы рулевой рейки помогают качественные смазочные материалы.


Смазывание рулевой рейки


Смазочный материал для рулевой рейки должен отвечать следующим требованиям:

  • Сохранять работоспособность как при низких, так и при высоких температурах
  • Быть совместимым с эластомерами и не вызывать разрушения пыльников
  • Обеспечивать защиту металлических деталей от коррозии
  • Работать в парах трения с металлом и пластиком
  • Иметь высокие противозадирные и противоизносные характеристиками

Всеми этими свойствами обладает Смазка для рулевых реек EFELE, изготовленная на основе синтетического (ПАО) базового масла.

Смазка для рулевых реек EFELE

Продукт предназначен для смазывания шестерней, рашпиля, опорных втулок из пластика, подшипников, поджимающих поршней и других деталей рулевой рейки.

Смазка работает в широком диапазоне температур (от -55 до +150 °С), поэтому может использоваться во всех климатических регионах нашей страны.

Она одинаково совместим с металлами, пластиками и эластомерами, имеет высокие антикоррозионные свойства (тест Emcor по ASTM D 6138 показал результаты 0-0, что свидетельствует о полном отсутствии коррозии на элементах, обработанных смазкой). Нагрузка сваривания по ASTM D2596 >6100 H указывает на эффективность Смазки для рулевых реек EFELE в защите деталей от задиров и износа.

На рисунке ниже для примера показана схема рулевой рейки АвтоВАЗ. Смазыванию подлежат детали номер 5 (с игольчатым подшипником), 8 и 9 (целиком), 18 и 19, а также пластиковая опорная втулка (ее местонахождение указано красной стрелкой).


Схема рулевой рейки АвтоВАЗ

Рулевой механизм: 1 – пыльник; 2, 20 – болты; 3 – шайба; 4 – сальник; 5 – крышка картера; 6, 17 – уплотнительные кольца; 7 – сепаратор в сборе; 8 – приводная шестерня с подшипником в сборе; 9 – зубчатая рейка (рашпиль); 10 – левый защитный колпачок; 11 – опора тяг; 12 – скоба; 13 – заглушка; 14 – гайка упора; 15 – пружина упора; 16 – стопорное кольцо; 18 – упор рейки; 19 – вкладыш упора; 21 – стопорная пластина; 22 – пластина чехла; 23 – хомут; 24 – защитный чехол; 25 – правый защитный колпачок; 26 – картер рулевого механизма


Исправное рулевое управление – залог безопасного движения. Применяя качественные смазочные материалы, вы не только продлеваете срок службы дорогостоящего узла, но и минимизируете риск возникновения аварийных ситуаций.


Материалы

Синтетическая морозо- и термостойкая смазка для рулевых реек