Обслуживание электродвигателя: какие смазочные материалы подойдут?

Обслуживание электродвигателя: какие смазочные материалы подойдут?

Обслуживание электродвигателя: какие смазочные материалы подойдут?

Электрический двигатель (электродвигатель) – устройство, в котором электрическая энергия преобразуется в кинематическую и выражается во вращении выходного вала.

На сегодняшний день электродвигатели обрели огромную популярность. Ими оснащают вычислительную аппаратуру, аудио- и видеотехнику, электромобили, железнодорожный транспорт, системы кондиционирования и вентиляции, насосное оборудование.


Устройство электродвигателя

Существует довольно много классификаций электрических двигателей, однако конструкция большей части устройств схожа. Главными узлами механизма являются статор (неподвижная часть) и ротор (вращающаяся часть).

Для свободного вращения ротора его устанавливают на опоры, которыми служат подшипники качения или скольжения. Подшипники скольжения (втулки) используются в электродвигателях небольшого размера и непостоянного режима работы. Однако они могут применяться и в больших скоростных электродвигателях. В этом случае их смазывание чаще всего осуществляется маслом. Это необходимо для создания масляного клина и минимального изнашивания.

Большая часть электродвигателей промышленного сегмента в качестве опор роторов имеют подшипники качения.

Преимущества подшипников качения:

  • Более низкая цена
  • Небольшой нагрев при работе
  • Высокая взаимозаменяемость
  • Более простой ввод в эксплуатацию, монтаж и ремонт электродвигателя

Подшипник качения состоит из внешнего и внутреннего колец, тел качения и сепаратора (разделяет и направляет тела качения, в составе некоторых подшипников может отсутствовать).


Строение подшипника качения


Классификации подшипников качения проводятся по нескольким признакам. По виду тел качения подшипники качения бывают шариковыми и роликовыми. По числу компонентов тел качения их подразделяют на однорядные, двухрядные и многорядные. По воспринимаемой нагрузке различают радиальные, упорные и радиально-упорные подшипники.


Обслуживание электродвигателя

Электродвигатель нуждается в периодическом техническом обслуживании для обеспечения его долговременной работы. Особенно это касается частей устройства, где присутствует трение – подшипников качения.

Проблемы при эксплуатации подшипников качения:

  • Повышенный износ и усталостные повреждения из-за высоких нагрузок
  • Вымывание смазки и образование коррозии при работе в контакте с водой или в условиях повышенной влажности
  • Повышенный износ из-за разрушения смазки под действием химически агрессивных сред
  • Схватывание и задиры из-за деградации смазки при воздействии высоких температур
  • Ускоренное изнашивание дорожек качения при выбросе смазки из-за высокой частоты вращения

Как видно, большое количество проблем при эксплуатации электродвигателей может возникать из-за смазочных материалов и их неправильного подбора для конкретных условий работы.

В подавляющем большинстве случаев для обслуживания подшипников электродвигателей используют пластичные смазки.


Применение типов смазочных материалов для подшипников качения


К основным функциям смазочных материалов относят разделение трущихся тел, предотвращение задиров и схватываний, снижение трения и минимизацию износа, защиту от коррозии, предотвращение попадания в узел трения пыли, грязи и других посторонних веществ из окружающей среды.

Условия эксплуатации подшипников электродвигателей зависят от назначения оборудования, климата. Для правильного подбора смазочного материала необходимо учитывать тип подшипника и частоту его вращения, нагрузки, температуры, а также влияние окружающей среды (влажность, наличие брызг воды, запыленности и т.д.).

При смазывании подшипников электродвигателей прекрасные результаты показала термостойкая пластичная смазка на основе полимочевины EFELE MG-252. Она хорошо подходит для всех типов подшипников большинства электродвигателей.


Смазка EFELE MG-252


Преимущества смазки EFELE MG-252:

  • Широкий диапазон рабочих температур: от -35 до +150 °С (кратковременно до +180 °С)
  • Отличная водостойкость и защита от коррозии (тест EMCOR по DIN 51802 показатель = 0-0 (отсутствие коррозии на испытуемых образцах))
  • Высокие противоизносные свойства
  • Хорошая прокачиваемость
  • Работоспособность при высоких скоростях (фактор скорости Dn = 450 000 мм/мин)

Благодаря полимочевинному загустителю смазка обладает очень высокими антиокислительными свойствами, т.е. она очень долго сопротивляется окислению при повышенных температурах и скоростях. За счет этого материал может закладываться на весь срок службы узла. Также полимочевинная смазка MG-252 не коксуется и не образует зольных отложений даже при перегреве, что очень важно при использовании в централизованных системах смазывания.

Помимо электродвигателей, EFELE MG-252 с успехом применяется для смазывания подшипников вентиляторов, воздуходувок, стартеров, генераторов, насосов другого оборудования, работающего в схожих условиях.


Материалы

Артикул: 0098982

Универсальная смазка для долговременного смазывания узлов, работающих в условиях высоких температур и повышенных нагрузок.