Универсальная смазка для долговременного смазывания узлов, работающих в условиях высоких температур и повышенных нагрузок.
Электрический двигатель (электродвигатель) – устройство, в котором электрическая энергия преобразуется в кинематическую и выражается во вращении выходного вала.
На сегодняшний день электродвигатели обрели огромную популярность. Ими оснащают вычислительную аппаратуру, аудио- и видеотехнику, электромобили, железнодорожный транспорт, системы кондиционирования и вентиляции, насосное оборудование.
Устройство электродвигателя
Существует довольно много классификаций электрических двигателей, однако конструкция большей части устройств схожа. Главными узлами механизма являются статор (неподвижная часть) и ротор (вращающаяся часть).
Для свободного вращения ротора его устанавливают на опоры, которыми служат подшипники качения или скольжения. Подшипники скольжения (втулки) используются в электродвигателях небольшого размера и непостоянного режима работы. Однако они могут применяться и в больших скоростных электродвигателях. В этом случае их смазывание чаще всего осуществляется маслом. Это необходимо для создания масляного клина и минимального изнашивания.
Большая часть электродвигателей промышленного сегмента в качестве опор роторов имеют подшипники качения.
Преимущества подшипников качения:
- Более низкая цена
- Небольшой нагрев при работе
- Высокая взаимозаменяемость
- Более простой ввод в эксплуатацию, монтаж и ремонт электродвигателя
Подшипник качения состоит из внешнего и внутреннего колец, тел качения и сепаратора (разделяет и направляет тела качения, в составе некоторых подшипников может отсутствовать).
Классификации подшипников качения проводятся по нескольким признакам. По виду тел качения подшипники качения бывают шариковыми и роликовыми. По числу компонентов тел качения их подразделяют на однорядные, двухрядные и многорядные. По воспринимаемой нагрузке различают радиальные, упорные и радиально-упорные подшипники.
Обслуживание электродвигателя
Электродвигатель нуждается в периодическом техническом обслуживании для обеспечения его долговременной работы. Особенно это касается частей устройства, где присутствует трение – подшипников качения.
Проблемы при эксплуатации подшипников качения:
- Повышенный износ и усталостные повреждения из-за высоких нагрузок
- Вымывание смазки и образование коррозии при работе в контакте с водой или в условиях повышенной влажности
- Повышенный износ из-за разрушения смазки под действием химически агрессивных сред
- Схватывание и задиры из-за деградации смазки при воздействии высоких температур
- Ускоренное изнашивание дорожек качения при выбросе смазки из-за высокой частоты вращения
Как видно, большое количество проблем при эксплуатации электродвигателей может возникать из-за смазочных материалов и их неправильного подбора для конкретных условий работы.
В подавляющем большинстве случаев для обслуживания подшипников электродвигателей используют пластичные смазки.
К основным функциям смазочных материалов относят разделение трущихся тел, предотвращение задиров и схватываний, снижение трения и минимизацию износа, защиту от коррозии, предотвращение попадания в узел трения пыли, грязи и других посторонних веществ из окружающей среды.
Условия эксплуатации подшипников электродвигателей зависят от назначения оборудования, климата. Для правильного подбора смазочного материала необходимо учитывать тип подшипника и частоту его вращения, нагрузки, температуры, а также влияние окружающей среды (влажность, наличие брызг воды, запыленности и т.д.).
При смазывании подшипников электродвигателей прекрасные результаты показала термостойкая пластичная смазка на основе полимочевины EFELE MG-252. Она хорошо подходит для всех типов подшипников большинства электродвигателей.
Преимущества смазки EFELE MG-252:
- Широкий диапазон рабочих температур: от -35 до +150 °С (кратковременно до +180 °С)
- Отличная водостойкость и защита от коррозии (тест EMCOR по DIN 51802 показатель = 0-0 (отсутствие коррозии на испытуемых образцах))
- Высокие противоизносные свойства
- Хорошая прокачиваемость
- Работоспособность при высоких скоростях (фактор скорости Dn = 450 000 мм/мин)
Благодаря полимочевинному загустителю смазка обладает очень высокими антиокислительными свойствами, т.е. она очень долго сопротивляется окислению при повышенных температурах и скоростях. За счет этого материал может закладываться на весь срок службы узла. Также полимочевинная смазка MG-252 не коксуется и не образует зольных отложений даже при перегреве, что очень важно при использовании в централизованных системах смазывания.
Помимо электродвигателей, EFELE MG-252 с успехом применяется для смазывания подшипников вентиляторов, воздуходувок, стартеров, генераторов, насосов другого оборудования, работающего в схожих условиях.