Узлы трения различной техники, работающей в холодных климатических условиях или в зимнее время на открытом воздухе, постоянно испытывают воздействие низких и экстремально низких температур.
Эксплуатация при низких температурах характерна также для оборудования, задействованного во множестве технологических процессов (промышленные холодильные установки, морозильные камеры, камеры шоковой заморозки).
При обслуживании техники в таких условиях возникают проблемы, связанные с использованием смазочных материалов. Вязкость базового масла, входящего в состав большинства смазок, является непостоянной и в зависимости от температуры изменяется в широких пределах. При низких температурах базовое масло начинает загустевать и, при достижении определенных значений, смазка попросту перестает поступать в зону трения.
Большинство традиционных материалов, отлично справляющихся с задачей смазывания в обычных условиях, уже при -40 °С перестают выполнять свои защитные и смазочные функции.
Использование базового масла с меньшей вязкостью приводит к тому, что уже в условиях относительно невысоких температур, пластичные смазки становятся очень жидкими и начинают вытекать из узлов трения.
Морозостойкие смазки
Границы диапазона рабочих температур пластичных смазок определяются вязкостью входящих в их состав базовых масел (при этом тип загустителя, как правило, большой роли не играет).
Для обеспечения работы оборудования при низких температурах используются особый класс смазочных материалов – морозостойкие смазки.
Для производства этих материалов применяются только специальные минеральные масла или синтетические компоненты на основе силиконов, диэфиров и полиальфаолефинов.
При изменении температуры любая морозостойкая смазка изменяет вязкость лишь в небольших пределах. Такие материалы не только отлично удерживаются в структуре загустителя при повышенных температурах, но и остаются достаточно пластичными, чтобы свободно поступать в зону трения при сильных морозах.
Они могут применяться даже в самом суровом климате или в условиях производства с преобладанием низких температур. По сравнению с традиционными материалами, эти смазки могут работать при более низких температурах (-40 °С и ниже).
Компания «Эффективный Элемент» разработала специальные материалы, способные решать задачу смазывания узлов трения в условиях низких температур.
Многоцелевые пластичные морозостойкие смазки EFELE SG-311 и EFELE SG-321 изготовлены на основе синтетических полиальфаолефинов.
В качестве загустителя EFELE SG-311 содержит литиевое мыло. Смазка имеет цвет слоновой кости и предназначена для эксплуатации в условиях экстремально низких температур до -60 °С.

В отличие от большинства отечественных морозостойких материалов EFELE SG-311 имеет более высокие рабочие свойства и характеризуется целым комплексом достоинств:
- Устойчивостью к смыванию водой
- Высокой механической стабильностью
- Малым сопротивлением сдвигу при отрицательных температурах
- Совместимостью с большинством пластмасс и эластомеров
- Длительным сроком службы
- Способностью работать при высоких скоростях
EFELE SG-311 характеризуется фактором скорости 1 000 000 мм*об/сек. Этот показатель как минимум в 2 раза выше, чем у большинства других смазок, предназначенных для эксплуатации при низких температурах. Таким образом, в одних и тех же условиях EFELE SG-311 способна работать при более высоких скоростях вращения, чем у других смазок.

В качестве загустителя для EFELE SG-321 используется сульфонат кальция. Эта смазка коричневого цвета характеризуется способностью сохранять свои свойства в условиях морозов до -55 °С при воздействии экстремально высоких нагрузок. Как и все материалы на основе сульфоната кальция, она обладает отличной устойчивостью к смыванию водой и может длительное время работать во влажной среде.
В отличие от большинства популярных литиевых смазок EFELE SG-321 имеет повышенную термостойкость. Верхняя граница рабочих температур составляет +150 °С, при этом кратковременный нагрев до +180 °С не вызывает каких-либо необратимых изменений свойств материала.
Где применяются морозостойкие смазки?
Морозостойкие смазки EFELE SG-311
и EFELE SG-321 применяются в подшипниках качения и скольжения, направляющих качения и скольжения, открытых и закрытых зубчатых передачах, для смазывания тросов управления и гибких валов в оболочках.
EFELE SG-311 подходит для защиты от износа и коррозии узлов трения уличных систем видеонаблюдения, рекламных подвижных конструкций; банковских автоматов, точных приборов и другого оборудования, работающего на открытом воздухе, а также для узлов вело-, мото- и автотехники.
В рамках промышленного применения данный материал применяется для обслуживания направляющих качения и скольжения, подшипников турбин камер шоковой заморозки, шпинделей металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станков. Кроме того, пластичная смазка EFELE SG-311 снижает интенсивность изнашивания узлов трения высокоточного инструмента, компрессоров, насосов, текстильных машин и обеспечивает их бесперебойную работу не только при нормальной температуре, но и при морозах до -60 °С.
Этот материал также может быть полезен, например, для смазывания высокоскоростных подшипников качения вентиляторов, подверженных фрикционному износу элементов спортивного оборудования, установленных как дома, так и на уличных спортивных площадках.
Актуальной задачей для районов Крайнего Севера является обеспечение работоспособности автомобильной, строительной и специальной техники в холодное время года. При выключении двигателя смазочные материалы застывают настолько, что создают огромное сопротивление движущимся механизмам и не дают возможности запустить двигатель.
Для многих узлов таких механизмов морозостойкая смазка EFELE SG-311 является спасением. Она не только не замерзает, но и обеспечивает работу даже маломощных приводов и подшипников на высоких оборотах и скоростях. EFELE SG-311 применяется для смазывания замков, приводов стеклоподъемников, управляющих тросов, зубчатых зацепления стартера, подшипников генератора и в других узлах автомобильной техники.
Морозостойкая смазка EFELE SG-321 на основе сульфоната кальция отлично работает в условиях экстремальных нагрузок. Ее применение особенно эффективно для наиболее нагруженных узлов строительной, дорожной, специальной, подъемно-транспортной техники в зимнее время. Обслуживание с применением EFELE SG-321 подшипников и других узлов трения, работающих при высоких динамических нагрузках в оборудовании металлургической, керамической, деревообрабатывающей, полимерной и других отраслей промышленности позволяет повысить не только увеличить межсервисные интервалы, но и повысить надежность техники
Фасовка
Синтетические смазки EFELE SG-311 доступны в фасовках по 10 г, 400 г, 800 г, 4.5 кг, 18 кг.
Смазку EFELE SG-321 можно приобрести в тубах по 400 г и в ведрах по 5 и 18 кг.
Обладая продолжительным сроком службы, синтетические пластичные морозостойкие смазки EFELE SG-311 и EFELE SG-321 в несколько раз увеличивает временной интервал между сервисным обслуживанием техники, работающей в самых суровых условиях низких температур, высоких скоростей и экстремальных нагрузок.